Консалтинговая компания
г. Санкт-Петербург, Россия
пр-т Римского-Корсакова,
д. 45, офис 316
тел.: +7 (812) 922 84 66
тел.: +7 (911) 793 80 12
email: info@nova-team.ru

О лояльности сотрудников

Дата: 14 января 2014 | Автор: Вадим Жартун

О ней мечтают все. Кто-то пытается её купить, кто-то - получить даром. О ней ходят легенды, хотя почти никто её не видел. Головная боль HR’а, философский камень менеджера - это она, лояльность персонала.

Многие представляют себе лояльность в стиле «добрые негры поют спиричуэлсы, а старый масса их любит» - сотрудники работают по двенадцать часов в день, стойко переносят задержки мизерной зарплаты, самодурство руководства и сомнительный уют офиса, расположенного в брутальной промзоне. И всё это - ради командного духа, о котором вспоминают ровно два раза в год - на новогоднем корпоративе и в день рождения директора компании?

Лояльность - это положительное отношение и желание сотрудников соблюдать установленные правила и нормы поведения в фирме, разделять её ценности, а вовсе не готовность лечь на амбразуру корпоративных форс-мажоров. Не татуировка с логотипом компании и не способность радоваться новому Лексусу директора, приезжая на работу на метро.

Работник выполняет свои должностные обязанности, а работодатель - условия трудового договора. Только и всего, но вдумайтесь, как редко вы такое видели!

 

 

Работодатель

 

 

не выполняет

выполняет

Работник

не выполняет

«обычная» компания

саботаж

выполняет

эксплуатация

лояльность

Если наниматель соблюдает свои обязательства, а работник - нет, это саботаж с его стороны. Если работник делает то, что должен, а работодатель - нет, то это уже эксплуатация. А если и тот, и другой далеки от идеала - это, увы, самая типичная компания, вся деятельность которой описывается фразой «если они думают, что они нам платят, то пускай считают, что мы на них работаем».

Лояльность зависит от трех факторов, которые частично компенсируют друг друга. 

Первый - разница между реальными доходами и оценкой сотрудником своей стоимости на рынке труда. Если доходы соответствуют ожиданиям - хорошо, если ниже - у вас проблема. Работник с завышенными ожиданиями всё равно уйдёт, потратит время на поиск работы и устроится в результате на более низкую зарплату.

Второй фактор - сумма нематериальных стимулов. Начальник-самодур это отрицательный стимул, а возможность получить опыт и деловые связи - положительный. Положительные стимулы со временем исчерпываются, а отрицательные - воспринимаются всё острее и сотрудники покидают компанию. Кроме того, разным людям нужно разное и всем угодить невозможно.

Третий фактор - транзакционные издержки (вероятные потери, связанные со сменой работы). Можно ли найти другое место с этой специальностью? Во что обойдется переезд? Сколько времени займут поиски и на что жить? Если ваша компания еле жива, а найти новую работу можно быстро, просто, и без необходимости выучить китайский - не ждите преданности. Чем сложнее и дольше вашим специалистам искать работу, тем их лояльность будет выше.

Если правильно понимать природу лояльности, то понятно и что с ней делать:

  1. Приведите доходы сотрудников в соответствие с рынком труда. Хотите платить низкую зарплату - готовьтесь работать с худшими специалистами.

  2. Избавьтесь от работников с завышенными мотивационными ожиданиями быстро и без сожалений. Толку от них немного, а ещё они могут демотивировать других.

  3. Ознакомьте работников с их должностными обязанностями и научитесь вознаграждать тех, кто делает больше, чем положено.

  4. Займитесь нормальным управлением. Без «публичных порок», «вызовов на ковёр» и прочего корпоративного садо-мазо. Не нужно быть матерью Терезой, просто избегайте наиболее грубых ошибок. Каких? Прочтите любую книжку по менеджменту.

  5. Создайте достойные условия труда. Без джакузи на рабочем месте, достаточно следовать принятым нормам.

  6. Рассказывайте сотрудникам о стратегии компании, успехах и перспективах. Дайте понять, что все хорошо и будет ещё лучше.

  7. Создайте в компании простые и понятные правила и меняйте их как можно реже (в первую очередь это касается порядка начисления зарплат).

Есть еще один нюанс. Лояльность похожа на английский газон, с которым тоже нужно делать очень простые вещи: поливать и стричь. И так - триста лет подряд. С лояльностью то же самое: чем дольше вы о ней помните, тем лучше результат получите.