Консалтинговая компания
г. Санкт-Петербург, Россия
пр-т Римского-Корсакова,
д. 45, офис 316
тел.: +7 (812) 922 84 66
тел.: +7 (911) 793 80 12
email: info@nova-team.ru

К перечню услуг

 

 

 

Бизнес в кризис: 13 идей о том, как выжить и победить

Мы писали для вас коммерческое предложение, а получился достаточно длинный текст, который состоит из трёх частей:

  •  наш взгляд на то, что будет происходить в экономике;
  • рекомендации наших любимых клиентов по работе в кризис;
  • то, чем мы можем быть вам полезны в сложившейся ситуации.

Надеюсь, что у вас хватит терпения, чтобы это всё прочитать, а прочитав, вы почувствуете, что потратили это время с пользой.

Что будет происходить в экономике

Страна входит в кризис. Кто-то его уже почувствовал на себе, кто-то - ещё нет, но все знают о том, что он есть. Спорить остаётся только о том, насколько он будет глубоким (как в 2008–09 или как в 1998–99 годах) и продолжительным.

Большинство существующих компаний пережили как минимум один экономический кризис, но уроки из него извлекли не многие: менее 20% компаний имеют антикризисную стратегию, остальные «действуют по обстоятельствам». Какие-то компании неизбежно закроются, кто-то будет балансировать на грани выживания и лишь немногие укрепят свои позиции.

Серьезно пострадают компании, нуждающиеся в кредитах. Беспрецедентный рост ключевой ставки ЦБ ужесточил кредитную политику, а санкции закрыли международные рынки капитала. 27 крупнейших банков (владеющих 90% капиталов банковской системы) запросили господдержку в общем объёме более 1 трлн. рублей, но этого не достаточно. Мелкие банки закрываются почти каждый день. Перекредитоваться станет намного сложнее, вырастут требования к залогам и ставки по кредитам, что бы банки не обещали вам сейчас.

Схлопнется ипотечное кредитование, потянув за собой всё, что связано с жилищным строительством: продажу земельных участков, строительство, стройматериалы, проектные и дизайнерские работы. Вторичный рынок жилья на какое-то время замрёт в ожидании, объемы сделок упадут на 50–80%.

Из-за обвальной девальвации рубля пострадают компании, имеющие в структуре себестоимости импортную составляющую. Проблема не только в резком росте себестоимости, но и в самой непредсказуемости курса. Особенно остро это почувствуют компании, работающие с большими отсрочками платежей. Терять на курсе до 7% в день при рентабельности в 20% крайне неприятно.

Двукратное снижение цен на нефть затронет не только сырьевые компании, их подрядчиков и поставщиков. Падение экспортной выручки пройдет волной по всей экономике и впервые за много лет реальные доходы населения резко снизятся. Особенно остро это почувствуют компании, работающие на средний потребительский сегмент (в нижнем и премиальном будет чуть легче).

Под перекрёстным огнём окажутся торговые сети: рост цен, снижение покупательной способности населения, рост арендных ставок, проблемы с поставщиками - не удивительно, что многие сворачиваются уже сейчас.

13 идей о том, как выжить и победить


Мы обобщили успешный опыт наших клиентов, которым удалось пережить несколько кризисов и выйти из них с гордо поднятой головой. Вот их лучшие советы:

Действуйте на опережение. Большинство компаний реагирует на нежелательные явления - быстро или медленно. Не ждите их! Начинайте действовать прямо сейчас.

Отбросьте нездоровый оптимизм. Предположите, что ваши проблемы серьезнее, чем кажутся на первый взгляд. Не ждите улучшения ситуации, исходите из наихудшего сценария развития событий.

Держите руку на пульсе. Собирайте всю доступную информацию, изменения на рынке могут быть очень быстрыми. Обращайте внимание на слабые сигналы. Особое внимание - управленческому учёту в вашей компании.

Включите интеллект. В разы вырастет количество информации, которую нужно проанализировать, сценариев, которые нужно разработать, решений, которые нужно принять. Найдите тех, кто сможет вам в этом помочь.

Напишите антикризисный план. Если план «не пишется» или выглядит откровенно убого, значит вы либо в панике и цейтноте, либо не понимаете, что делать, либо неадекватно оптимистичны. Всё это очень плохие симптомы.

Начинайте экономить. Экономить можно на том, что даёт среднесрочный эффект (корпоратив, новый офис, замена оборудования, если старое ещё послужит). Никакая экономия не поможет, если выручки нет, поэтому на том, что полезно «здесь и сейчас» (персонал, маркетинг, продажи) либо даёт долгосрочные результаты, экономить нельзя.

Приостановите инвестиции в новые проекты. Особенно - в долгосрочные, рискованные, рассчитанные на рост рынка и ориентированные на средний ценовой сегмент. Не участвуйте в финансовых авантюрах, если вы не профессиональный биржевой игрок.

Не темните. Если у вас есть антикризисный план, доведите его до своих сотрудников. Они помогут его улучшить, а сами станут гораздо спокойнее, увереннее, продуктивнее.

Измените стратегию продаж. Поведение покупателей может за день развернуться на 180 градусов - от ажиотажа до полной апатии. У них уже изменилось настроение и мотивы, скоро изменятся доходы. Ваши привычные маркетинговые приёмы могут отказать, а аргументы продавцов стать несостоятельными в любой момент.

Боритесь за долю рынка. Даже если продажи падают, ваша доля должна расти. Если вы не знаете свою долю - вероятно, вы в опасности.

Сосредоточьтесь на платежеспособных клиентах. Встретьтесь с самыми крупными из них. Только они позволят пережить кризис и потом начать расти. Заядлых должников, которые берут товар и не расплачиваются за него, «подарите» конкурентам, иначе вы утонете.

Передоговаривайтесь. Кризис это повод пересмотреть договорённости с поставщиками, клиентами, партнёрами, инвесторами, подрядчиками. Это произойдет в любом случае, а вот по вашей ли инициативе и в вашу ли пользу зависит от уровня подготовки к переговорам.

Не забывайте. Когда кризис уже позади, возникает желание вычеркнуть его из памяти. Не делайте этого! Извлеките из кризиса максимум пользы, обучайте своих подчиненных тому, чему научились сами во время кризиса.

Наш вклад в общее дело

Теперь о том, чем мы, в свою очередь, можем помочь вам в это сложное время.

Экстренная разработка стратегических планов. У вас сейчас каждый день на счету, а у нас есть методика быстрой подготовки антикризисных программ. Обычно разработка стратегии занимает несколько месяцев, а мы делаем работоспособный план менее чем за неделю. Ничто не мобилизует компанию лучше, чем ясное понимание целей и задач.

Почти в каждом из наших проектов по реорганизациям нам приходилось разрабатывать стратегию в условиях цейтнота и неопределенности, поэтому мы хорошо умеем это делать.

Экономическое моделирование. Деньги сейчас - ключевой ресурс. Мы умеем быстро строить экономические модели и с их помощью проверять адекватность принимаемых компанией решений. Если вы сомневаетесь, открывать или закрывать подразделения, повышать или понижать цены, занимать или нет деньги, наращивать или снижать запасы - это то, что вам нужно.

Несколько наших клиентов смогли пережить кризис 2008–09 года как раз благодаря тому, что мы смогли на цифрах убедить их отказаться от наиболее рискованных вложений.

Управленческий учёт. Если у вас нет кристально чёткого понимания, сколько и на что именно вы тратите, где и как зарабатываете, какие у вас возникнут кассовые разрывы - это для вас. Мы умеем ставить учёт «правильно», «красиво» и долго, но сейчас рекомендуем сделать всё очень быстро. Главное - актуальность и точность данных, на основе которых вы сможете принимать решения и резать расходы.

У нас есть два проверенных решения: быстрое - на базе 1С и очень быстрое - на базе Excel. Оба недорогие и хорошо себя зарекомендовавшие.

Переформатирование системы продаж. Ваши маркетинговые инструменты и технологии активных продаж прекрасно работали на «докризисных» клиентах. Сейчас их мотивы и поведение очень сильно изменились, а продажи начали падать. Мы можем помочь адаптировать ваши стандарты продаж, скрипты, рекламную тактику к новой ситуации и обучить торговый персонал разработанным приёмам.

До кризиса мы помогали нашим клиентам продавать свои продукты в 1,5–2 раза дороже, чем в среднем по рынку, а сейчас помогаем сохранять объёмы продаж.

Жесткие переговоры. Мы можем не только обучить этому ваш персонал, но и помочь провести предварительную подготовку к наиболее сложным переговорам с ключевыми клиентами, поставщиками, партнёрами. Собрать необходимую информацию, подготовить сценарии переговоров, определить позиции, разработать аргументацию.

Для отработки этих навыков у нас есть подразделение купли-продажи бизнеса, где мы регулярно сталкиваемся со сложными переговорами, от исхода которых зависят крупные сделки.

Мотивация персонала. Кризис ещё никого не воодушевлял. Даже страх потерять работу чаще демотивирует, чем заставляет работать лучше. Если люди (особенно продавцы) опустят руки, всё начнет рушиться.

Для поддержания их в боеспособном состоянии у нас есть целая технология под названием «Мотивационный конструктор».

Маркетинговые исследования. Информации сейчас хоть отбавляй, но кому верить - непонятно. Что будет с рынком, курсом, конкурентами, покупателями? Мы можем помочь в сборе и анализе такой информации.

Мы не волшебники, но общаемся с компаниями из самых разных отраслей и получаем информацию из первых рук. Да и объективность нам сохранять проще.

Обучение. Ничто не стоит так дешево, как знания и не обходится так дорого, как их отсутствие. В кризис мы учим компании только практичным вещам, дающим быстрый эффект: продажи, переговоры, маркетинг, финансы, общий менеджмент.

Всё, чему мы учим других, мы попробовали сами в ходе наших проектов в компаниях клиентов, кое-что сами же и изобрели.

Оптимизация оргструктуры и бизнес-процессов. Оптимизация это не только избавление от кадрового балласта нашими руками, но и помощь в снижении издержек, повышении эффективности бизнеса.

Это именно то, чем мы мы обычно занимаемся вне зависимости от того, есть в стране кризис или нет. Сейчас это просто актуальнее, чем обычно.

Командообразование. В кризис люди опасаются менять место работы, и даже готовы терпеть снижение зарплаты, но это не добавляет им ни оптимизма, ни работоспособности. Мы помогаем команде «собраться», зарядиться позитивом и настроиться на максимальную эффективность.

Наше командообразование это не беготня по лесу или «сядем в круг и поговорим, как сильно мы друг друга любим». Мы проводим его как активную объединяющую работу вокруг самых важных целей и задач компании.

Если вы чувствуете, что наша помощь может быть вам полезной - не ждите долго, просто напишите короткое письмо на адрес info@nova-team.ru или позвоните нам по телефону +7 (812) 922 84 66. Вы расскажете, что вас беспокоит, мы - что конкретно сможем для вас сделать. Возможно, этот маленький шаг многое изменит для вашей компании.

Желаем вам удачи и успехов! И не откладывайте это на завтра.

P.S. Возможно, у вас всё и так замечательно, а вашим друзьям или партнёрам по бизнесу пригодилась бы наша помощь.
Не сочтите за труд - поделитесь ссылкой на эту статью с ними. Заранее огромное спасибо!

 

 

 

К перечню услуг